Ричард Эрдос
ПЛАЧ О МЕЧТЕ: МИР ГЛАЗАМИ КОРЕННЫХ АМЕРИКАНЦЕВ
Сыну моему Эриху в память о тех волшебных часах, которые мы провели
вместе.
Я благодарю всех индейских друзей -- и тех, кто жив,
и тех, кто уже ушел в мир духов, -- за то мимолетное знакомство с их
мудростью и мыслями, которое стало для меня возможным.
ПРОЛОГ
Все церемонии Сиу оканчиваются словами "митакуйе ойасин"
("всем моим сородичам"), подразумевающими каждого человека, живущего
на этой земле, каждое растение и животное -- вплоть до мельчайшего цветка
и крошечного насекомого.
Отношение индейцев к Земле, ветрам и животным сокровенно
и сугубо лично, оно неразрывно связано с их священными верованиями.
Это отношение создается окружающей их природой: холмами и деревьями
вокруг них, прерией или пустыней, по которой они ходят. Оно проистекает
из их породненного с природою языка и из вековых устных традиций, передаваемых
из поколения в поколение.
Около пятнадцати лет назад вместе с моим другом, шаманом
племени Сиу Хромым Оленем, я участвовал в дискуссии по индейской религии.
Один из участников, миссионер-священник, повернулся к Хромому Оленю
и сказал: "Вождь, я уважаю ваши верования. Моя церковь построена
по форме типи, мои ризы вышиты бисером. Я участвую в индейских церемониях.
Я говорю вам: Великий Дух и Бог -- суть одно и то же. Душистое снадобье
и Христос -- одно и то же. Трубка и крест -- они идентичны. Нет существенной
разницы между вашей и нашей религиями.
Хромой Олень взглянул на миссионера и, чуть помедлив,
произнес: "Отец, имеют ли душу животные в вашей религии?"
Священник, слегка смутившись, ответил с улыбкой: "Вождь, Вы меня озадачили!"
В другой раз мой друг имел беседу с несколько воинственно
настроенной леди: "Хромой Олень, Вы утверждаете, что разговариваете
с животными. На дворе XX век. Не думайте, что я легковерная дурочка!"
Хромой Олень усмехнулся: "Леди, в Вашей доброй
Книге женщина беседует со змеей, а я разговариваю с орлами!"
Другой коренной американец говорил мне: "У нас
-- индейцев и чернокожих -- общая проблема: мы живем под властью белого
человека, но есть существенная разница -- они хотят жить в белом обществе
на равных правах, мы же хотим жить вне этого общества!"
Взгляд туземца на Вселенную в корне отличен от взгляда
его или ее белого собрата-американца. Существует время белого человека
и индейское время -- лунное время и орбитальное время. Индеец приобретает
известность, раздавая свое имущество, для белого же общественный статус
определяется размерами накопленного состояния. Среди белых верующим
считается тот, кто уделяет час или два посещению церкви по воскресным
дням. Коренные американцы живут своей религией двадцать четыре часа
в сутки, "шагая священной поступью". "Принимая пищу,
Лакота всегда откладывает кусочек для духов своих покойных друзей. Даже
занимаясь любовью с женщиной, -- сказал однажды Хромой Олень, -- вы
совершаете некое священное действо". Он, подобно многим другим
традиционалистам, убежден, что символом индейца является круг, белого
человека -- прямоугольник.
"Мы соединены в Священном Обруче -- люди, четвероногие,
живые зеленые существа, -- говорит Вороний Пес, духовный представитель
Лакота. -- Орбиты внутри орбит, круги внутри кругов -- от Великого Обруча
Вселенной, которая породила самое себя вспышкой собственного воображения,
до кругов крови, циркулирующей в нашем собственном теле. Вселенная и
Земля круглы. Форму круга имеет лагерь и типи с образующими круг внутри
нее людьми. Круглым является человеческий обруч, состоящий из участников
Пляски Духов, взявшихся за руки, -- они кружатся до тех пор, пока не
упадут в обморок".
"Васичу [белый человек] сплошь прямоуголен, -
добавил Хромой Олень. - Прямоуголен его дои и комнаты в нем. Прямоугольна
Зеленая Лягушечья Кожа - его долларовая банкнота. Прямоуголен его разум.
Он имеет острые углы".
"Мы считаем, что некоторые вещи, на которые белый
человек смотрит как на неодушевленные, на самом деле исполнены жизни,
-- объясняла как-то Дженни Влекущее Облако, Сиу из Роузбад. -- Мы считаем,
что некоторые камни и деревья наделены жизнью и душой. Утренняя Звезда
однажды имела физическую близость с земной девой".
"Священная Трубка оживает, -- говорит Уоллес Черный
Лось, -- когда мы воскуриваем ее: плоть, кровь и разум индейца".
Рука об руку с подобными концепциями шествует туземное
представление о "силе". Когда я держал Трубку Девы-Бизонихи,
-- рассказывал Вороний Пес, -- я ощущал в руках движения, чувствовал
ее Силу, поступающую в мои вены".
Сила пребывает в камне, в пыли, поднятой сусликом,
во взмахе орлиного крыла, в струйке дыма, медленно поднимающейся из
чашечки трубки, в пучке душистой травы... "Я лишь окурил себя дымом
кедра и обмахнул орлиным крылом, -- сказал мне однажды Хромой Олень,
-- тем самым дав тебе немного своей силы, которая будет помогать в создании
нашей книги".
Дед мог передать свою силу внуку, восприимчивому к
духовным знаниям. Человек, познавший тайны колдовства, мог отнять силу
у того, кто ею злоупотребляет. По словам Хромого Оленя: "Силою
наделен дикий бизон. У выведенных белым человеком "ангусов"
и "голштинов" [1] нет силы".
Особое отношение индейца к природе находит выражение
в туземном языке. К Великому Духу обращаются не иначе как к Тункашила
-- Дедушке. Небо -- это Отец, Земля -- Унчи, Бабушка, чьи волосы недопустимо
отсекать ни топором, ни серпом, и чье тело непозволительно уродовать
ни лопатой, ни плугом. Бизон приходится братом человеку. Белая Бизониха,
культурная героиня Лакота, принесшая племенам Священную Трубку и наставившая
их на путь истинной жизни, предстает впервые как прекрасная женщина
в сверкающем одеянии из оленьей кожи, которая, покидая людей, превращается
в детеныша белого бизона. Священное растение, употребляемое в сакральных
целях членами Туземной Американской Церкви, почитают как "Дедушку
Пейоте". К Священному Шесту Пляски Солнца обращаются так, словно
он является воином. Он "взят в плен". Пленившие его "считают
на нем ку" [2]. Люди молятся ему и прославляют его песнями. Имя,
полученное человеком во время его или ее первых поисков видений, обычно
представляет собою название какого-то животного, растения или явления
природы... Белый Ястреб, Кедр или Желтый Гром.
Связь человечества с живой Вселенной распространяется
далеко за пределы Земли. Очень старые люди, которые в пору своего детства
услышали истории участников Пляски Духов 1890 года, пересказали их своим
детям и внукам. Многие из этих рассказчиков сообщают о том, как танцор
впадал в транс, умирал, а затем вновь возвращался к жизни. Приходя в
себя, мужчины и женщины рассказывали, как совершили путешествие на Луну
или на Утреннюю Звезду, вернувшись назад со "Звездной Плотью"
в стиснутых кулаках -- плотью планет, превращенной в странные камни.
Эти сувениры из другого мира заботливо хранились в семьях некоторых
традиционалистов, а позже, в эпоху американского лунохода, они были
извлечены на свет [некоторые -- из магических свертков]; владельцы их
утверждали, что это Лунные камни. Как рассказывал старый Глупый Буйвол:
"Мы побывали на Луне задолго до васичу, и нам не нужны были ракеты,
чтобы добраться туда".
"Не причиняйте вреда деревьям, морям и Земле",
-- молятся люди во время собраний пейотистов. Коренные американцы глубоко
встревожены разрушением окружающей среды, загрязненной потоками, кислотными
дождями и отравленным воздухом. Как однажды поведал Томас Беньякья,
представитель нации Хопи, пророчество этого народа предрекает вероятный
конец поруганного и разграбленного мира тогда, "когда на востоке
взойдет черное солнце и Хопи отправятся в Дом Из Слюды". Во время
похода к штаб-квартире Организации Объединенных Наций, Хопи признали
в нем "Дом Из Слюды", упомянутый в их пророчествах.
Аналогичные предсказания о времени, когда произойдет
смена нашего мира другим, более достойным, в том случае, если населяющие
Земли люди не прекратят наплевательского отношения к ней, существуют
у многих племен от Месоамерики до Арктики на севере. Некоторые традиционалисты
-- мужчины и женщины -- предостерегают: "Белый человек, действуй
осмотрительнее!"
Цель этой книги, показать мир таким, каким он предстает
перед глазами Индейца: священным и нечестивым, добрым и скверным, удивительным
и скучным, полным предметов одушевленных, а также неодушевленных, которые
если пристальнее к ним присмотреться, могут оказаться не такими уж безжизненными.
Книга подчеркивает разницу в жизненной философии представителей двух
миров, живущих вперемешку на этом Континенте Черепахи. Текст состоит
из слов людей, изображенных на фотоснимках, чьи высказывания были записаны
на магнитофон за период около 20 лет.
Большинство образов -- мои близкие друзья. Некоторые
старики, носители традиционного сознания на Равнинах, просили меня расположить
снимки некоторых редко исполняемых церемоний в четкой последовательности,
чтобы к тому времени, когда они исчезнут совсем, осталась запись того,
как правильно следует исполнять эти обряды, и всегда я был охвачен чем-то
вроде благоговейного трепета и чувства святотатства, когда просил позволения
записать церемонии равнинных племен.
Фотографии и сопроводительный текст сгруппированы по
темам, но в целом объединены концепцией всеобъемлющего Священного Обруча.
Говоря словами одного из святых людей Лакота:
Есть слово, означающее "Всем моим сородичам".
Мы будем живы этим словом. Мы связаны родством со всем. Мы все еще здесь!
Мы будем жить! Митакуйе Ойасин.
Я всегда танцевал Пляску Орла. Я умел танцевать так,
что люди забывали о том, что я человек, и думали, что перед ними уанбли
-- орел. Так я двигался, подражая ему -- медленно, настороженно поднимая
голову. Когда я исполнял эту пляску, я ощущал связь со всем священным.
Я чувствую, что я орел, и пока я танцую, я -- орел.
Генри Вороний Пес. 1981 г.
|